Взаимодействие инспекторов Роструда и налоговиков

У налоговых органов много источников информации о нарушении налогоплательщиками и налоговыми агентами действующего налогового законодательства. Роструд в лице территориальных органов – государственных инспекций труда (ГИТ) – один из таких источников. О взаимодействии трудовых инспекций с налоговыми органами и о результатах этого сотрудничества читайте в предложенном материале.

Порядок взаимодействия налоговиков и представителей ГИТ

С 25 ноября 2016 года действует Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@ «Об информационном взаимодействии между Федеральной службой по труду и занятости и Федеральной налоговой службой в целях получения информации о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату и страховые взносы в установленные сроки».

Документ определяет общие принципы взаимодействия между Рострудом, его территориальными органами – государственными инспекциями труда в субъектах РФ и ФНС, ее территориальными налоговыми органами в целях получения информации о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату и страховые взносы в установленные сроки.

В данном случае речь идет о хозяйствующих субъектах, не исполнивших обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ и обязанности страхователя по уплате сумм страховых взносов. Главный акцент делается на выявление в ходе проверок трудовыми инспекциями хозяйствующих субъектов работников, осуществляющих трудовую деятельность:

– в соответствии с гражданско-правовыми договорами, фактически регулирующими трудовые отношения;
– без оформления гражданско-правовых или трудовых договоров.

Формы взаимодействия. ГИТ и налоговые органы используют следующие формы взаимодействия:

– взаимный обмен информацией о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату и страховые взносы в установленные сроки;
– совместная реализация согласованных мероприятий в целях обеспечения контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и законодательства РФ о налогах и сборах, выявления, устранения и предупреждения их нарушений, в пределах компетенции;
– формирование совместных рабочих групп.

Механизм взаимодействия. Территориальные органы Роструда в лице ГИТ при установлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий фактов неосуществления хозяйствующими субъектами налоговых отчислений – НДФЛ и страховых взносов – направляют в территориальные налоговые органы по адресу места нахождения организации (филиала, представительства или иного обособленного подразделения) сообщение и соответствующие материалы.

Направляемые материалы должны содержать все необходимые сведения о юридическом лице, о нарушении обязательных требований, а также подтверждающие их документы (копии).

В свою очередь, территориальные налоговые органы используют поступившие материалы при осуществлении полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах. Налоговики направляют в ГИТ сведения о нарушениях хозяйствующими субъектами НК РФ, выявленных налоговыми органами на основании поступивших сообщений, а также мерах ответственности за эти нарушения.

О проверках ГИТ

Как уже было сказано, если при проверках трудовой инспекцией будут выявлены случаи, когда работники, оформленные по гражданско-правовым договорам, фактически имеют трудовые отношения с работодателем или вообще никак не оформлены, то эти сведения будут переданы налоговым органам. Таким образом, в рассматриваемой ситуации первоначальным звеном является проверка, проводимая ГИТ.

Проверки за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводятся в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, которое с 1 марта 2017 года действует в новой редакции: изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197. Новшества связаны с введением риск-ориентированного подхода к проверкам ГИТ.

Что проверяют? Проверяющих из трудовых инспекций интересует соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:

– полнота и своевременность выплаты заработной платы;
– соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;
– выполнение предписаний об устранении выявленных ранее нарушений в сфере труда;
– проведение мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

В ходе данных проверок и выявляются работники, оформленные по гражданско-правовым договорам, а фактически имеющие трудовые отношения с работодателем, а также работники, не имеющие легально оформленных трудовых договоров.

Отдельное внимание уделяется вопросам своевременной выплаты заработной платы, в том числе имеющимся задолженностям по выплате зарплаты.

К сведению: по данным, приведенным на официальном сайте Роструда, задолженность по заработной плате снижается. В 2016 году силами Роструда было выплачено около 25 млрд руб. задержанной зарплаты. Это на 20% больше, чем за 2015 год.

Также проводится оперативный мониторинг компаний, имеющих задолженность по заработной плате, в котором учитывают данные не только о просрочках, но и одновременно об их погашениях. При этом перечень предприятий, на которых ситуация с задолженностью поставлена на контроль в Роструде, значительно шире круга предприятий, предоставляющих сведения о задолженности в Росстат. Также проводятся совещания с руководителями и владельцами предприятий-должников с участием представителей власти. Минтруд сейчас готовит большой пакет законодательных предложений на эту тему.

Для работодателей, которые «любят» задерживать выплату зарплаты своим работникам, скажем, что одним из предложений Рос­труда, планируемым к внесению в действующее законодательство, является предоставление инспектору ГИТ права на принудительное списание денег со счета организации, в которой допускается задолженность по зарплате.

Что касается еще одного важного направления проверок ГИТ – выявления неоформленных работников, сегодня разработана методика по борьбе с этим явлением – определенный алгоритм внутреннего взаимодействия между органами госвласти. ГИТ активно работает с региональными межведомственными комиссиями, на которые возложены функции по снижению неформальной занятости, со Следственным комитетом РФ, с прокуратурой.

Уже третий год Роструд целенаправленно выводит работников «из тени». Больше всего людей без оформления трудового договора работают в строительстве, оптовой и розничной торговле, предоставлении услуг по ведению домашнего хозяйства, на транспорте, в сельском хозяйстве, гостиничном и ресторанном бизнесе. Такие данные приведены на сайте Роструда.

Сегодня активно обсуждается введение в действующее законодательство электронного трудового договора в частности и кадрового делопроизводства в электронной форме в целом, что также должно способствовать легализации работников, хотя данная проблема является многогранной.

Виды проверок. Проверки ГИТ бывают плановыми и внеплановыми, а также документарными и выездными.

Плановые проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом, который можно найти на официальном сайте Роструда на текущий год.

Внеплановые проверки проводятся только при наличии соответствующих оснований:

– истечение срока исполнения работодателем выданного ранее предписания;
– поступление в федеральную инспекцию труда обращений и заявлений граждан, в том числе работников организаций, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации;
– распоряжение руководителя Роструда, требования прокурора.

Обратите внимание: по данным Роструда, в 2016 году территориальными органами ГИТ было проведено более 136 000 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Из общего количества проверок в плановом порядке было проведено 18 000 проверок, или 13,2%, все остальные проверки проводились во внеплановом порядке и составили 86% от общего количества осуществленных проверок.

В ходе проведенных в 2016 году всех надзорных мероприятий, в том числе расследований несчастных случаев на производстве, было выявлено свыше 478 000 случаев нарушения трудового законодательства.

Сроки проведения проверки. По общему правилу срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. Для субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем в два раза.

Результаты проверки. По окончании проверки инспектор составляет акт. Решения, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы в вышестоящий орган ГИТ или в суд.

Напомним, что инспекторы ГИТ вправе в том числе выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке, а также направлять в суды требования о ликвидации юридических лиц (организаций) или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.

Риск-ориентированный подход. С 2017 года введен риск-ориентированный подход в отношении проверок работодателей трудовой инспекцией. Деятельность работодателей подлежит отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

Проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

– для категории высокого риска – один раз в два года;
– для категории значительного риска – один раз в три года;
– для категории среднего риска – не чаще чем один раз в пять лет;
– для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в шесть лет;
– для категории низкого риска – не проводятся.

Установлен специальный порядок отнесения деятельности юридических лиц к определенной категории риска на основании соответствующих критериев. При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица считается отнесенной к категории низкого риска.

Для юридических лиц предусмотрен коэффициент устойчивости их добросовестного поведения (Ку), который рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:

– наличие несчастных случаев;
– наличие факта задолженности по заработной плате;
– наличие факта назначения административных наказаний.

При отсутствии назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки принимается решение о понижении категории риска до следующей категории риска.

При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за три года, предшествующих текущему, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица, повышается до категории высокого риска.

Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:

– данных ведомственной отчетности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами Роструда за три года, предшествующих текущему;
– сведений о травматизме за три года, предшествующих текущему;
– сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.

В ведомственной отчетности о деятельности ГИТ в субъектах РФ содержатся сведения об административных правонарушениях, в том числе возбужденных органами прокуратуры.

К сведению: информация о подконтрольных субъектах по категориям рисков будет размещена на официальном сайте Роструда до 15 июля 2017 года согласно сроку, предусмотренному паспортом приоритетного проекта «Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», утвержденного на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития РФ «Реформа контрольной и надзорной деятельности» 21.02.2017 (Письмо Роструда от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2).

Категория риска может быть пересмотрена на основании соответствующего решения должностного лица ГИТ. По запросу юридического лица ГИТ должна предоставить ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска, в срок, не превышающий 15 рабочих дней. Юридическое лицо также вправе подать в установленном порядке в ГИТ заявление об изменении присвоенной ранее его деятельности категории риска.

Профилактические мероприятия. Приказом Роструда от 31.01.2017 № 32 утверждены программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Рос­трудом, и план-график данных профилактических мероприятий на 2017 год.

Сегодня акцент от проверок хозяйствующих субъектов представителями ГИТ смещается в сторону проведения профилактики нарушений трудового законодательства.

Заявлены следующие цели программы:

– повышение прозрачности федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– предупреждение нарушения подконтрольными субъектами установленных норм и правил в сфере регулирования трудовых отношений, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
– разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Профилактические мероприятия позволят решить следующие задачи:

– формирование единого понимания обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
– выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
– создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников.

По мнению представителей Роструда, действующая модель контрольно-надзорной деятельности в сфере труда требует изменения для приведения в соответствие современным потребностям общества и происходящим технологическим изменениям. Эта ситуация обусловлена рядом взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, к которым относятся:

– недостаточность применения государственными инспекторами труда мер предупредительного и профилактического характера;
– низкий охват проверочными мероприятиями подконтрольных субъектов. Сегодня Роструд может обеспечить проверку лишь около 1,6% всех подконтрольных субъектов. Вместе с тем согласно документам Международной организации труда необходимый охват подконтрольных субъектов проверками должен быть обеспечен на уровне 15 – 20%.

По результатам социологических исследований зафиксировано возрастание количества добросовестных работодателей, стремящихся обеспечить в полном объеме соблюдение требований трудового законодательства на своем предприятии (организации). Это приводит к росту потребности в оказании консультационной и методической помощи таким работодателям по вопросам соблюдения трудового законодательства в целях его правильного применения.

Как заявлено Рострудом, основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством мероприятий, которая может быть осуществлена посредством социологического исследования.

Действия налоговых органов

Итак, если проверка представителей Роструда закончилась выявлением фактов нарушения трудового законодательства, о которых говорилось выше, то эти сведения будут переданы в налоговый орган. Дальше возникает вопрос о том, что с этой информацией будут делать налоговики.

В данном случае велика вероятность проведения выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика. Ведь согласно Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников. К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная. К этой информации относится и информация, полученная от ГИТ.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

При выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы («в конвертах»), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию.

Соответственно, если в ходе проверки учреждения представителями Роструда были выявлены нарушения трудового законодательства, включая работников, с которыми не были оформлены трудовые отношения, то налоговики получат информацию о нарушении налогового законодательства в виде неисполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ и плательщика страховых взносов, что, безусловно, повлечет за собой выездную налоговую проверку учреждения.

* * *

Подведем итоги.

В настоящее время действует соглашение между ФНС и Рострудом об информационном взаимодействии в целях получения информации о хозяйствующих субъектах, не осуществивших налоговые отчисления за начисленную заработную плату (НДФЛ) и страховые взносы в установленные сроки.

Если при проверках трудовой инспекцией будут выявлены случаи, когда работники, оформленные по гражданско-правовым договорам, фактически имеют трудовые отношения с работодателем или отношения с ними не оформлены никак, то эти сведения будут переданы налоговым органам. В свою очередь, налоговики примут меры, направленные на пресечение нарушений налогового законодательства, то есть будут готовиться к внеплановой выездной налоговой проверке.

Отметим, что сегодня представители Роструда при проведении проверок используют риск-ориентированный подход к работодателям, деятельность которых условно делится на четыре категории риска – высокий риск, значительный, средний и низкий. В зависимости от категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять от 2 до 6 лет. В отношении хозяйствующих субъектов, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, плановые проверки проводиться не будут совсем. По данным Роструда, ежегодно будет планово проверяться около 10 000 – 15 000 предприятий.

Подробнее: https://www.audar-info.ru/article/Bfiz/article.php?artId=2062723

Добавить комментарий